Назад
На протяжении многих лет детская психология была неизведанной наукой. В Средневековье считалось, что дети – это просто маленькая версия взрослых. К ним и относились, и одевали их также, как и взрослых. Сегодня все знают, что детство оказывает огромное влияние на всю человеческую жизнь. Изучение психологических процессов у детей, а также их развитие от самого маленького до подросткового возраста является специализированной областью психологии – детской психологии. Специалисты работают с детьми и подростками, помогают решать их поведенческие проблемы и проблемы с нарушением внимания, гиперактивностью, депрессией и беспокойством. Также они оценивают задержки в развитии детей и признаки расстройства.
Поговорим об областях детской психологии:

1. Развитие

Изучение области развития детей делится на три категории: физическую, когнитивную и социально-эмоциональную. Первая область развития, как правило, происходит в стабильной последовательности и включает в себя формирование определенных физических навыков, к примеру – координации движения. В интеллектуальное развитие входит получение знаний: языка, мыслей, воображения. Физическое и интеллектуальное развитие очень связаны между собой и часто группируются вместе. В социально-эмоциональную категорию входит общение. Родителям обязательно нужно разговаривать с детьми, читать им вслух. Страх, доверие, дружба, чувство юмора – это все следствие социально-эмоционального развития.

Ребенок должен быть развит во всех этих областях. Все категории неразрывно связаны между собой: прогресс в одной области может сильно повлиять на прогресс в другой и наоборот. К примеру, для написания слов детишкам требуется развитие моторики, а также знание букв и языка.

2. Основные этапы развития

Психологи определяют основные этапы развития детей. Эта стратегия помогает психологам понять правильно ли формируется ребенок, нет ли у него тех или иных задержек. К примеру, 12-месячный ребенок уже должен смело стоять и не падать, если он за что-то держится. Некоторые детишки к этому возрасту уже умеют ходить. Если малышу исполнилось 18 месяцев, и он до сих пор не пошел – стоит задуматься, нет ли у него проблем в развитии.

Детские психологи отмечают 4 основных стадии развития малышей. Во-первых – физическая. К ней относится развитие мелкой и крупной моторики. Во-вторых – умственная. В нее входит развитие человеческого мышления. В-третьих – социальная стадия, позволяющая ребенку выражать эмоции и реагировать на определенные действия. И, наконец – веха коммуникации, связанная с невербальными навыками общения с ребенком.

3. Поведение

Все дети время от времени не слушаются и бывают очень импульсивными. В подростковом периоде ребенок хочет показать всем свою независимость. Из-за этого часто происходят конфликты с родителями. Не переживайте! Это совершенно естественный процесс взросления. Но часто родители не выдерживают ссор с детьми и обращаются к психологам.

4. Эмоции

Эмоциональное развитие предполагает изучение чувств и эмоций: осмысление того, почему человек переживает ту или иную эмоцию, распознавание собственных чувств и чувств других людей, разработка способов управления ими. Этот процесс начинается с самого маленького возраста и длится на протяжении всей жизни. У новорожденных можно распознать следующие эмоции: радость, гнев, грусть, страх. У детишек более старшего возраста появляется чувство собственного достоинства и возникают более сложные эмоции: застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, чувство вины, гордость, сочувствие.
Порой детям гораздо труднее управлять своими эмоциями, чем взрослым, ведь малыши гораздо более импульсивно реагируют на все вещи и им труднее успокоиться. Детский психолог сможет определить причины, по которым ребенок испытывает трудности с выражением эмоций и поможет ему в этом разобраться.

5. Социализация

Общение с родителями или сверстниками тесно связано с эмоциональным развитием. Социализация включает в себя приобретение навыков и знаний, позволяющих детям с уважением относиться к родителям, деткам в школе и другим людям. С самого раннего возраста нужно правильно воспитывать ребенка.
Самое важное, чтобы родители много вкладывали в детей и оказывали влияние на их последующее социальное развитие. Дети должны учиться общаться со сверстниками, управлять конфликтами, уметь постоять за себя и принимать решения, идти на компромиссы.

Некоторые дети не могут по-дружески общаться со сверстниками в школе и вступают с этим отношением во взрослую жизнь. Детский психолог должен с ними работать, сдерживать их агрессивные импульсы и развивать у ребенка чувство собственного достоинства.
 

Смотрите также:

Екатерина Бузыкина
детский психолог, мама
Школа - это испытание уверенности ребенка. Вы можете ему помочь.
Успешный, уверенный в себе ребенок - мечта любого родителя.
Екатерина Бузыкина
детский психолог, мама
Аспекты, которые не благоприятно влияют на психическое здоровье школьника.
Учим ребенка правильно вести себя в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Комментарии:

Открыть Закрыть
Добавить комментарий
Отправить Закрыть