Назад

С одной стороны, может показаться, что быть отличником для школьника - это же так замечательно, радость для любого родителя. Но давайте немного углубимся в эту тему и более детально рассмотрим некоторые аспекты, которые не совсем благоприятно влияют на психическое здоровье школьника.

Автор статьи
Екатерина Бузыкина
детский психолог, мама
Сразу хочу оговориться, что это не касается детей, которым обучение даётся легко и с удовольствием, они без особых сложностей усваивают новый материал и делают домашнюю работу. Такие дети способные от природы и родители не ставят им высоких планок.

Но есть другая категория отличников, где бы они ни учились: в школе, в институте, их преследует страх упасть с высоты, на которую они поднялись, они болезненно воспринимают даже самые незначительные неудачи, ценой собственного здоровья добиваются того, чтобы всё было на "отлично", ставят себе заведомо высокие цели, на пути достижения которых зарабатывают нервные расстройства, бессонницу, потерю аппетита, остро реагируют на малейшие замечания и обижаются, если их не выделяют, не хвалят. В данном случае ребенок зацикливается на школьных оценках и почти полностью отказывается от общения и развлечений, что порождает отсутствие умения общаться со сверстниками. Но в жизни не бывает, чтобы успех сопутствовал всегда и везде. Когда-то случаются и неудачи.

Часто синдром отличника, как еще называют перфекционизм, проявляется потом и во взрослой жизни как неудовлетворенность своими достижениями, работой, начальником, окружающими. Эти люди настроены на успех, на успех любой ценой.

Что может быть причинами "Синдрома отличника":


  • Родители хотят, чтобы ребенок добился успеха там, где они сами потерпели неудачи. Успех сына или дочери - это возможность взять реванш за собственные неудачи и подтверждение социального успеха самих родителей.
  • Часто дети стараются оценками заслужить родительскую любовь.
  • Зачастую желание во всем быть первым, как ни странно, возникает из-за низкой самооценки ребенка. Но уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.



Как помочь ребёнку:


  • Как можно чаще обнимайте ребенка просто так, а не за что-то;
  • Улыбайтесь ему и успокаивающе гладьте , когда он что-то взволновано вам рассказывает;
  • Говорите вслух слова любви и поддержки;
  • Ненавязчиво напоминайте, что вы любите его уже потому, что он есть у вас на этом свете;
  • Необходимо объяснить ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе.
  • Самоцелью является уверенность в себе и полное раскрытие природных задатков; оценки - только сопутствующее звено. Если они "вредят" самооценке и уверенности в себе - значит это неверный ориентир, необходимо поискать другой, тот который укреплял бы уверенность в себе, самооценку.

Автор: Екатерина Бузыкина, детский психолог
 

Смотрите также:

Когда брак изжил себя и близится к распаду, перед родителями возникает вопрос: разводиться или оставаться вместе ради детей?
Секрет успеха - формула эффективного способа общения: «Я – ОК. Ты – ОК».
Екатерина Бузыкина
детский психолог, мама
Что делать, ребенок не хочет идти в школу.
Испуганный ребенок растет безынициативным.

Комментарии:

Открыть Закрыть
Добавить комментарий
Отправить Закрыть