Если родители будут следить за развитием речи и языка их детей – они будут знать, есть ли причины для беспокойства или их малыш абсолютно здоров.
Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?
Речь - это словесное выражение языка. Речь включает в себя артикуляцию, из которой образуются звуки и слова.
Язык – это система предоставления и получения информации. Это понимание через общение - вербальное, невербальное и письменное.
Что такое речевые или языковые задержки?
Проблемы речи и языка часто различаются, но иногда они в чем-то схожи. Например:
Ребенок с задержкой языка может достаточно хорошо произносить слова, но очень плохо их совмещает вместе.
Ребенок с задержкой речи может правильно использовать слова и строить фразы для выражения идей, но эту речь крайне трудно понять.
Когда дети развивают речевые и языковые навыки?
Все дети развиваются в разном возрасте, поэтому языковые и речевые навыки сильно отличаются между собой. При посещении поликлиники врач смотрит за развитием малыша в том или ином возрасте:
До 12 месяцев
К первому дню рождения младенцы должны использовать свои голоса для связи с окружающей средой. Непонятные звуки, которые постоянно издают малыши – это ранние этапы развития речи. Около 9 месяцев детки уже начинают соединять звуки вместе, используя разный тон и говоря такие слова, как «мама» или «папа», но не понимая, что они означают.
До 12 месяцев малыши должны научиться распознавать имена некоторых предметов, о которых они часто слышат: яблоко, кроватка, бутылка, и.т.д. Если младенцы внимательно следят за всеми движениями, но плохо реагируют на звуки – это может быть признаком потери слуха.
От 12 до 15 месяцев
Дети этого возраста уже должны знать и уметь произносить широкий спектр речевых звуков (буквы «п», «б», «н», «в», и др.). Часто малыши от 12 до 15 месяцев уже могут произносить другие, более сложные слова помимо слов «мама» и «папа». Как правило, первые слова, которые произносят малыши – это существительные. Помимо этих слов дети должны понимать простые указания, к примеру: «Дай мне пожалуйста, игрушку».
От 18 до 24 месяцев
Большинство малышей к 18 месяцам уже могут произносить около 20 слов и около 50 слов к 2 годам. В 2 многие дети уже уверенно разговаривают. А некоторые в этом возрасте начинают комбинировать слова, из которых у них получаются простые предложения. В 2 года малыш уже должен знать, где находятся глазки, уши или носик, должны понимать, что говорят им родители и выполнять их просьбы.
От 2 до 3 лет
В период от 2 до 3 лет родители, как правило, замечают прогресс в речи малыша. Его словарный запас уже должен быть большим и в этом возрасте ребенок общается полноценными предложениями. Также в этот период дети должны различать все цвета.
Каковы признаки речевых или языковых задержек?
Если дети не реагируют на звуки и не произносят их – это повод для беспокойства. Нужно сразу обратиться к врачу – аудиологу.
Ниже приведен список вещей, за которыми нужно следить. Обратитесь к врачу, если ваш малыш:
- в 12 месяцев: не использует жестов
- в 18 месяцев: предпочитает показывать жесты вместо того, чтобы произносить звуки; не понимает даже простейших слов и фраз родителей
- в 2 года: может только повторять слова или фразы, а свои произносить не может; не может следовать простым указаниям; имеет необычный тон голоса
Родители и воспитатели ребенка должны понимать половину речи двухлетнего ребенка. К 4 годам даже незнакомые люди должны понимать то, что говорит ребенок.
Что вызывает речевые или языковые задержки?
Задержка в языке или речи нормально развивающегося ребенка может быть вызвана проблемами с небом или языком. Возможно, уздечка ограничивает движение языка и мешает ребенку нормально разговаривать.
Часто проблемы со слухом связаны с задержкой речи, поэтому аудиолог должен все время проверять слух ребенка. Если ребенок плохо слышит – это может перетечь в проблемы с пониманием и формулированием фраз.
Хронические ушные инфекции также могут влиять на слух. Однако простые инфекции на это влиять не должны. Пока ребенок нормально слышит, по крайней мере одним ухом - речь и язык будут развиваться нормально.
Нужна ли речевая терапия?
Врач определит, есть ли у вашего ребенка проблемы с речью или языком. Логопед поможет улучшить языковые навыки малыша и покажет родителям упражнение, которое можно выполнять дома с ребенком.
Что делать родителям?
- Много общайтесь с детьми. Даже если они еще младенцы – пойте им, произносите звуки, играйте, жестикулируйте. Делайте все возможное, чтобы ребенок был готов к общению с окружающим миром.
- Читайте своему ребенку. Начните делать это с самого раннего возраста малыша. Вам кажется, что он еще ничего не понимает, но это неправда. Он будет очень заинтересованно вас слушать. Покупайте малышу мягкие, пушистые книжки с картинками. Они будут побуждать детей смотреть и запоминать названия, которые вы произносите. Когда он начнет говорить – он без проблем будет знать все названия изображенных картинок. Также можно увлечь ребенка чтением стихов, которые имеют привлекательный для малышей ритм. Они будут слушать и даже запоминать стишки.
- Используйте повседневные ситуации. Расскажите ребенку о вашем дне: как вы чистите зубы, что вы кушаете, какие продукты выбираете в магазине, объясните, что вы делаете во время уборки квартиры или приготовления пищи. Задавайте ребенку вопросы и отвечайте на его вопросы.
Если вы заметили какие-то задержки в развитии речи или языка малышей – обратитесь к врачу, он попытается быстро их исправить и малышу будет легче общаться с окружающим миром.
Комментарии:
Открыть Закрыть