Итак, несколько секретов того, как сочинить сказку, которая помимо интересного сюжета будет обладать еще и психотерапевтическим потенциалом. Для этого существует несколько правил. Своеобразный алгоритм.
Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
«Жили-были»
Начало сказки, встреча с ее героями Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересные сказки-притчи и бытовые сказки.
«И вдруг однажды…»
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
«Кульминация.»
Герои сказки справляются с трудностями.
«Развязка.»
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
«Мораль сказки…»
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
Сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Также сказку можно обсудить, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Автор: Екатерина Бузыкина – детский психолог, мама
Комментарии:
Открыть Закрыть